Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики

под научно-методическим руководством ООН РАН

Русское искусство второй половины XVIII века

13.12.2019
12 декабря в рамках работы информационного центра «Русский музей: виртуальный филиал» состоялась лекция ведущего специалиста по научно-просветительной деятельности отдела экскурсионно-лекционной работы Русского музея, кандидата искусствоведения Нины Шершовой.

Во второй половине XVIII века особого развития достигает русское портретное искусство. Это время работы выдающихся портретистов, чья слава распространилась далеко за пределами России: Федора Рокотова, Дмитрия Левицкого, Владимира Боровиковского. Русский музей обладает наиболее полным собранием их произведений.   С некоторыми работами великих мастеров нас познакомила Нина Шершова.     

Галерея портретов Федора Рокотова – это поэтический мир образов его современников.

Словно из таинственного полумрака, скрадывающего контуры лиц, смотрят они на нас, и загадочная улыбка трогает их губы. Дымчато-серо-розовые и голубые тона, любимые Рокотовым, замечательно гармонировали в созданных им портретах  с интерьерами эпохи рококо и раннего классицизма.

Портрет графини Санти

Графиня Елизавета Васильевна Санти, урождённая Лачинова, дочь бригадира. Девушка невысокого происхождения, она была хороша собой и получила прекрасное образование. Ею был покорён граф А.Ф.Санти, секунд-майор (сведения взяты из каталога живописи XVIII века Русского музея). Он был итальянцем на русской службе.

Образ графини Санти полон достоинства, которое можно объяснить не столько её титулом и положением, сколько богатым внутренним миром. Так же сложна и богата живопись этого портрета: исследователи отмечали, что сочетание жёлтого, розового и зелёного, которое мы видим в решении платья графини, украшенного букетом полевых цветов, часто даёт впечатление грязи, но художник избегает этого и блестяще справляется со своей задачей. Он создал изысканный по тонкости и живописному мастерству образ. Изображение полевых цветов здесь можно рассматривать как проявление сентиментализма, как дань культу природы, что особенное значение приобретёт в портретах В.Л.Боровиковского.

Портрет В. Н. Суровцевой

Перед нами не портрет блестящей красавицы, а скромной и даже застенчивой молодой женщины, в которой угадывается сложная душевная жизнь.Серо-жемчужная гамма красок варьируется в пышной причёске, оттенках платья и акцентируется довольно блеклой розой и бледно-зелёной лентой. Особенность живописи Рокотова не только в том, что он использует нежные тона и оттенки, но в самой манере письма. Он часто прибегает к лессировкам – прозрачному наложению красок, что создаёт впечатление лёгкой дымки, слегка затуманивающей звучание краски и придающей образу некоторую таинственность, недосказанность.

О его творчестве точно заметил поэт Николай Заболотский:

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Конкретнее и психологически определённее портреты Дмитрия Левицкого, мастера больших композиций, прославляющих ум, благородство и душевную чистоту человека.  

В Русском музее представлена серия из семи портретов – воспитанниц Смольного пансиона благородных девиц, будущих фрейлин императрицы, написанная Левицким по заказу Екатерины II. Смольный институт был открыт в Петербурге в 1764 г. как привилегированное учебное заведение. Дочерей дворян готовили там для светской жизни и службе фрейлинами при дворе. В девочках воспитывали «таланты, приятные в обществе», - учили петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, общаться в светских кругах, говорить по-французски и по-немецки.   

Портрет Екатерины II – законодательницы в храме богини Правосудия.

Этот аллегорический портрет написан по заказу канцлера князя А. А.Безбородко для его дворца на Почтамтской улице в Петербурге. Портрет выражает просветительскую идею классицизма об идеальном государе, который жертвует собой ради блага Отечества.

Одно из лучших созданий Левицкого — портрет молодой М. Дьяковой (Третьяковская галерея, Москва), поэтичный, жизнерадостный, написанный в богатой гамме тёплых тонов. Героиня портрета была дочерью влиятельного вельможи при екатерининском дворе. В 1779 году она против воли родителей вступила в тайный брак с Н.А.Львовым – человеком ярким, одаренном многими талантами – архитектором, музыкантом, поэтом, инженером, общественным деятелем. Спустя четыре года семья Дьяковой признает брак дочери. Художник не единожды  обращался к образу этой незаурядной, богато одаренной женщины. В 1781 году он вновь будет писать ее ("Портрет М.А. Львовой", Государственная Третьяковская галерея).

В образе Марии Дьяковой воплотился эстетический идеал эпохи Просвещения. Юная прелесть, очарование героини портрета для внимательного зрителя тех лет – есть отражение красоты ее внутреннего мира, душевных свойств. Мягкие переходы цвета, скользящие, прозрачные тени, колорит, построенный на тончайших сочетаниях зеленовато-оливковых, золотистых и бледно-розовых тонов, виртуозно переданная фактура воздушного шарфика, легко обвивающего шею, атласной ленты в пышных волосах, очаровательное задумчивое лицо с легкой улыбкой на устах говорили просвещенному зрителю о красоте и нежности души изображенной. В непринужденной грации позы, повороте головы отражалась внутренняя трепетность, подвижность утонченной натуры. Мария Алексеевна была одарена разнообразными артистическими талантами: писала стихи, прекрасно пела.

Портрет П. А. Демидова. 1773 (Третьяковская галерея, Москва).

Прокофий Акинфиевич Демидов (1710–1786), сын уральского горнозаводчика А.Н.Демидова, благотворитель и меценат, опекун Московского Воспитательного дома, при котором он основал Коммерческое училище. Герой изображен в домашнем костюме, что говорит о неофициальном характере его деятельности. Демидов не состоял на государственной службе, хотя носил чин действительного статского советника, который получил за широкую благотворительность. Левой рукой герой опирается на лейку, рядом с которой раскрытая книга и луковицы растений, олицетворяющие пользу просвещения. Правой рукой он указывает на цветущие растения и на здание Воспитательного дома, обитатели которого так же, как и цветы, нуждаются в заботе и уходе. Левицкий умело пользуется языком аллегории, иносказания для воплощения просветительской идеи о возможности человека творить общественное благо, обращаться к благородным, возвышенным занятиям, не занимая государственных постов.

Более 30 произведениями Владимира Лукича Боровиковского располагает экспозиция Русского музея. Академик Императорской Академии художеств (с 1795), советник Академии (с 1802). Родился в Миргороде Полтавской губернии в семье казака. Учился у отца и дяди, занимавшихся иконописью. С 1788 жил в Петербурге, где совершенствовался под руководством Д. Г. Левицкого. С 1792 занимался у австрийского художника И. Б. Лампи, который впоследствии передал ему свою мастерскую. Был знаком с крупнейшими деятелями русской культуры своего времени: поэтом Г. Р. Державиным, писателем В. В. Капнистом, архитектором Н. А. Львовым. Автор многочисленных парадных портретов, а также камерных изображений современников, запечатленных им в непринужденной домашней обстановке или в естественном окружении. Известен как мастер миниатюрной живописи. Создал ряд икон для Казанского собора.

Портрет вице-канцлера князя Александра Куракина

Многие парадные портреты Боровиковского сочетают условности жанра с меткими наблюдениями. Портрет князя А. Б. Куракина занимает особое место среди портретов петербургской знати. Представленная в рост величественная фигура Куракина в мантии кавалера ордена св. Андрея Первозванного и далматике ордена св. Иоанна Иерусалимского эффектно выделяется на фоне колонн и драпировки. Автор дает точную характеристику этого вельможи — "бриллиантового князя": одной из важных, "говорящих" деталей в его портрете является изображенный слева от Куракина бюст Павла I, дружеское отношение к которому князь сохранил и после трагической гибели императора.

Александр Борисович Куракин (1752–1818) — князь, государственный деятель, дипломат. В детские годы воспитывался с великим князем Павлом Петровичем. Учился в Лейденском университете. В 1778 году был пожалован в действительные камергеры и обер-прокуроры Сената. С 1796 года — вице-канцлер, в 1798 уволен от службы, а в 1801 году ему вновь возвращена должность вице-канцлера. Президент Коллегии иностранных дел. С 1802 года — канцлер российских орденов, член Государственного совета. В 1807 — участвовал в подписании Тильзитского мира, затем отправлен в Вену с дипломатической миссией. С 1809 по 1812 посол в Париже, своевременно информировал русское правительство о предстоящем нашествии Наполеона. Похоронен в Павловске в придворной церкви св. Марии Магдалины. Памятник на его могиле с надписью "Другу супруга моего" поставила императрица Мария Федоровна.

Портрет графини Анны Безбородко с дочерьми Любовью и Клеоаптрой.

Работа посвящена главной идее — святости семейных уз. Четкий рисунок в портрете, пластическая лепка форм, локальный цвет, свидетельствует о классических тенденциях в русской живописи начала XIX века.  Но одновременно с этим в модном чепчике из «барбета» (широкой полотняной ленты с гофрированным ободком) на голове матери, прическах сестер, легких платьях героинь, изображенных на фоне грозового неба, ощущается наступление в изобразительном искусстве эпохи раннего романтизма.

Портрет Елены Александровны Нарышкиной (Третьяковская галерея, Москва)

Портрет Елены Александровны Нарышкиной (1785–1855) – один из лучших женских портретов, написанных Боровиковским в конце XVIII века. Нарышкина – дочь обер-камергера А.Л.Нарышкина. В первом браке она была замужем за сыном генералиссимуса А.В.Суворова графом А.А.Суворовым-Рымникским; овдовев, вышла вторично замуж за князя В.С.Голицына. Е.А.Нарышкина обладала хорошими музыкальными способностями. Итальянский композитор Дж. Россини написал в ее честь кантату. Она была дружна с поэтами В.А.Жуковским и И.И.Козловым. Художник изобразил еще юную очаровательную девушку, с томной улыбкой взирающую на зрителя. Героиня одета в изысканно-скромное платье, по плечам небрежно рассыпались кудри. В портрете ощущается влияние эстетики позднего классицизма – четкий рисунок, определенность контуров, колорит, тяготеющий к локальным цветам.

Знакомство с произведениями русских мастеров второй половины XVIII века мы продолжим 26 декабря в залах Михайловского дворца Русского музея.

Галерея